Блог
21:00 Тренинг: дети играют вместе с родителями (часть вторая) |
1.
Психотехническое упражнение «Давление». Цель: осознание разных моделей в
общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.(10
мин) Инструкция: встаньте друг против друга,
поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь
друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего –
слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и
повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите
друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее:
когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? -Возможно Вы
не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно
давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас). Тогда,
попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными
друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла
(психоэнергетический контакт). Почувствовали
ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться
превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на
партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у
него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется
от контакта с нами. Теоретическое
вступление «Основы
построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин) - Любой
специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными»
родителями. - Каких
родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются). «Трудные»
родители: ·Агрессивные,
конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать
собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка:
«Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же
воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». ·Родители в
позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу,
просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите
нам!». Начинающему,
неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать
«подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на
сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным. Основная
цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения
конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение). На первой
фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную
отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е.
не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как
показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель
в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою
беспомощность. В случаес «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать
молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой
доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем
собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас
понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав
нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт
«остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он
успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к
конструктивному разговору с нами. 1.
Упражнение «Резервуар». Цель: приобретение навыка сохранения
спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин) Данное
упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10
минут. Инструкция: Закройте глаза. Представьте
или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально
заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или
кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные
слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара».
Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете
их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы
нет в реальности, есть только пустая форма. Потренируйтесь
2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены,
что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с
собеседником. Вторая фаза
беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения
проблем. Чтобы
избежать противостояния с родителями: ·необходимо
проявлять сдержанную доброжелательность и открытость; ·подчеркнуть
значимость родителей в воспитании собственного ребенка; ·показать
родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда
родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его
ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит
готовность к сотрудничеству. ·Не надо
стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё
мнение родителям (давление приводит к протесту). ·Обсуждайте проблему,
а не личные качества ребенка и его родителей. ·Нужно
выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи
и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет
успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга». 1.
Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность». Цель: релаксация, закрепление
положительных эмоций. (5 мин) Игра
проводится под релаксационную музыку. – Сядьте
поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь
представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это –
Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы. Представьте,
что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь
последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу.
Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте
себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого
света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале…
Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего
света. Теперь
пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним,
друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям. Теперь
прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства,
которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд). Сохраните в
памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам
нужны свежие силы и уверенность в себе… А сейчас
попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до
трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три… 1.
Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников. Раздача
памяток. (5 мин) Литература. 1.
Арнаутова
Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о
сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г. 2.
Дерябо С.Д.,
Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического
мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г. 3.
Зверева
О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.-
М.: ТЦ Сфера, 2005 г. 4.
«Профилактика
синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги,
упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г. 5.
«Развитие
профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с
педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008
г. 6.
Самоукина
Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные
программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г. Авторы: Гарафетдинова
Гульнара Фаязовна, педагог-психолог К (М) ДОУ "Детский сад компенсирующего
вида для детей с нарушениями зрения" № 48, г. Набережные Челны; Васильева
Ландыш Петровна, начинающий педагог-психолог К (М) ДОУ № 90, г.Набережные
Челны. Источник:http://lavandamd.ru/ |
|
Всего комментариев: 0 | |