Блог
20:59 Тренинг: дети играют вместе с родителями (часть первая) |
1.
Игра на знакомство «Чёрные шнурки». Цель: создание доброжелательной
атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в
товарищах по группе. (5 мин). (В кругуна стульях). Все
участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться
местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место,в
том числе ведущему. Тот, кто не нашел себе места, становится ведущим. 1.
Игра на сплочение «Шанхайцы». Цель: сплочение группы, формирование
доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.) Инструкция: «Встаньте в шеренгу и
возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и
тянет за собой остальных, пока не получится
«спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние.
Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки. Ведущий: - Для того
чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои
сильные и слабые стороны. 1.
Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца». Цель: определить степень отношения к
себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных
качеств.(10 мин). (В кругу, сидя на стульях). Каждый
участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее
необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над
каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе
учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание
положительных качеств (позитивное восприятие себя). 1.
Дискуссия «Я и родители моей группы». Цель: выявление взаимных претензий.
(Расположение «подковой») Вопросы к
участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с
родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии
к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (Ассистент
записывает претензии родителей к воспитателям на доске). (10мин) (Примерные
«недостатки» - трудности начинающих педагогов: отсутствие опыта, отсутствие
собственных детей, трудно выступать перед родителями на собраниях) 1.
Упражнение «Преврати недостаток в достоинство». (Рассматривание
выявленных претензий в позитивном ключе). (10 мин) Инструкция: - Подумайте и найдите
позитивное зерно в таком «недостатке»,как отсутствие собственных детей.
Участники: есть свободное время для личной жизни, время для чтения книг и
пособий, дляподготовки к мероприятиям; мы умеем любить «чужих» детей и видеть в
них хорошие и сильные стороны; мы приобретаем опыт для воспитания собственных
детей и др. 1.
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения». (7 мин) - Общаясь с
родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа
отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы
благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо
применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно
дать ему как минимум три психологических плюса. Самые
универсальные – это: ·
Улыбка, ·
имя
собеседника ·
комплимент. - Для того
чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность
общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя,
доброжелательная улыбка! - Имя
человека – это
самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно
использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать:
«Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время
конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще
использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно
быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько
увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую
имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. - В общении
наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека,
а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные,
усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого
поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала
нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о
проблемных сторонах ребенка. Кроме этих
приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с
собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом): 1.
Одновременно
с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не
следует «сверлить» собеседника взглядом. 1.
Короткая
дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция
характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно
настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы
воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства
собеседника! 1.
Убрать
барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга,
лист бумаги в руках). 1.
Использовать
по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. 1.
Всем своим
видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности
в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая
интонация в голосе). 1.
Использовать
прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же
самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы
должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети
были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…»,
«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!» Вот самые
основные правила установления хорошего личностного контакта и построения
эффективного общения и взаимодействия с родителями. 1.
Игра «Молекулы» Цель: эмоциональная разрядка,
разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3
мин) Инструкция: «Представьте, что мы молекулы.
Хаотично движемся по залу в любом
направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища». 1.
Игра «Тренировка интонации». Цель: осознание значения интонации
для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5
мин) (Участники разделены на два круга) Произнести
фразы: üМне не
безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг) üМне
хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг). Произнести
эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности,
доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании
произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели
воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями. 1.
Игра «Волшебная шляпа». Цель: упражнение воспитателей в высказывании
комплимента родителям. (5 мин) (Участники остаются в тех же кругах) Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём
шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает
её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и
поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же
можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому
адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень
приятно!Да мне это в себе тоже очень нравится!». По окончании
игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить
комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог:
комплимент должен быть искренним, лучше не прямым,а косвенным, т.е.
хвалить«родителю»ребенка. ( Разделение участников на
пары с помощью игры «Молекулы». (2 мин) |
|
Всего комментариев: 0 | |