Блог
00:02 Материалы к родительскому собранию Агрессия детей (по сборнику "Родительские собрания", автор неизвестен) | ||||||||||||||||
«Агрессия детей: ее причины и предупреждение»
Цель: психологическое
просвещение родителей по проблеме детской агрессии.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: родители учащихся 1-4
класса.
Подготовительная работа: раздаточный материал, в котором обозначено определение агрессии, стили
родительского воспитания и критерии агрессивности (приложение 11).
Материалы:
анкета «Признаки агрессивности» (приложение
12).
ХОД СОБРАНИЯ
Вступление.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Тема сегодняшнего родительского собрания посвящена проблеме детской агрессии.
Основная часть.
Но начну я издалека. Что приводит к
конфликтам? Злость или агрессивное поведение? Именно об этом я хочу сегодня
поговорить. Давайте определимся с понятиями. Что такое, по-вашему, агрессия? А
агрессия и злость – это одно и тоже, или нет? (Родители отвечают на вопросы). Злость – это чувство, а агрессия –
это поведение, в котором это чувство проявляется. Причем, злость – это лишь
степень негативного чувства, которое несет в себе энергию. Сначала, может возникнуть
недовольство, затем оно порождает раздражение, после появляется злость, которая
может перерасти в гнев, гнев – в ненависть, а она, в свою очередь, в ярость.
Это выглядит таким образом: / Раздражение / Злость / Гнев / Ненависть / Ярость Негативные чувства – это
вполне естественное явление, которое заложено природой, и его вряд ли можно
избежать. Это сигнал о том, что что-то не в порядке. Нужно помнить об этом и
учиться справляться с негативными чувствами, которые возникают у нас постоянно,
чтобы они не причиняли нам серьезных неудобств. Как же соотносятся злость и
агрессия? (Родителям
дается раздаточный материал, в котором обозначено определение агрессии, стили
родительского воспитания и критерии агрессивности для лучшего усвоения информации).
Агрессия
– это
деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования
людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее
у них психологический дискомфорт. Злость может выражаться в агрессивном поведении, а может и не
выражаться. Поскольку агрессия – это поведение, т.е. то, что мы можем
контролировать и регулировать сознательно, значит, мы можем и не быть агрессивными. Причины появления агрессии у
детей могут быть разными. Но огромную роль играет воспитание в семье, в
частности характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на
проявление гнева у своего ребенка. Стили родительского
воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)
Портрет
агрессивного ребенка
Агрессивный ребенок, как и
любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия –
это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно
реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто
ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность,
стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока
взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Родителям и педагогам не
всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя
заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых
наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое
«место под солнцем». Агрессивные дети часто
подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на
других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не
замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется,
что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг:
агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся
их. Как же выявить агрессивного
ребенка? Существуют определенные критерии
агрессивности. Ребенок:
Предположить, что ребенок
агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение 6 месяцев в его поведении
проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков. Теперь давайте попробуем
определить уровень агрессивности у вашего ребенка. Сейчас вам
необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку. (Психолог проводит анкету «Признаки
агрессивности»). Как
можно помочь агрессивным детям?
Существует три основных этапа в работе над
агрессией.
1.
Работа с гневом. Прежде чем, мы будем говорить
о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы вы отметили на
листочках, как каждый из вас выражает свою злость (психолог раздает небольшие листки бумаги, на которых родители должны
ответить на следующий вопрос: «Как Вы выражаете свою злость?») Напишите,
как минимум три способа (ответы записываются
на доске). Теперь посмотрим, какие способы преобладают у вас. Какие из них
наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека? (обсуждаются способы выражения злости и
выделяются наиболее эффективные). Способы выражения (выплескивания)
злости
2. Обучение навыкам
распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих
вспышки гнева. Далеко не всегда агрессивный
ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в
обратном: это все вокруг агрессивные. К сожалению, такие дети не всегда могут
адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный
мир агрессивного ребенка очень скуден. Нетрудно догадаться, что в этом случае
детям сложно распознавать свои и чужие эмоции. Для того чтобы дети могли
правильно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им,
необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения
своего тела. Еще один способ контролировать
свои эмоции – это заявить о них. Для этого поможет игра «Камушек в ботинке». В эту игру полезно играть, когда ребенок
обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку
заниматься делом, когда назревает конфликт. Игра проходит в два этапа. Первый этап (подготовительный):
«Случалось ли, что вам в ботинок попал камешек? Сначала камешек не очень
мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но
постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль.
И тогда, даже если очень не хочется, нам приходиться снимать ботинок и вытряхивать
камушек. Он почти всегда крошечный, и мы
даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую
боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвия бритвы
краями». Далее вы говорите ребенку: «Случалось ли, что вы
так и не вытряхнули камешек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?» Тогда в
освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но на
утро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со
злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость
– вот такие чувства обычно испытывают дети. Так маленькая проблема становится
большой неприятностью. Второй этап: «Когда мы сердимся, чем-то
озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в
ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога
останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего,
возникнут проблемы, и не малые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям –
полезно поговорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят». Далее вы говорите: «Давайте договоримся: если
кто-то из вас скажет: « У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам
что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы
сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если
чувствуете. Скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится,
что Олег стукнул меня портфелем». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же
вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». И вы
вместе оговариваете способ, как можно избавиться от «камушка». Поиграв
несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать
о своих проблемах. Когда ребенок научится распознавать собственные
эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы. 3. Формирование способности к доверию,
сочувствию, сопереживанию. Агрессивные дети, как правило,
не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его
позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить
себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что
если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз
будет слабее. Взрослым, которые
взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется также говорить о своих чувствах
и переживаниях. Например, ребенок разбросал игрушки, и вы ему говорите: «Ты –
негодник. От тебя одни проблемы». Такое заявление вряд ли будет эффективным с
агрессивным ребенком. А если вы скажете: «Я расстраиваюсь, когда игрушки
разбросаны», таким образом, вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не
оцениваете - вы говорите о себе и о своих ощущениях. Заключительная часть. | ||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |