Блог

Главная » 2012 » Ноябрь » 23 » Материалы для занятия по толерантности для 1-4 классов
23:11
Материалы для занятия по толерантности для 1-4 классов

ЗАНЯТИЕ ПО ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ В КЛАССЕ

(вариант для всех классов начальной школы с указанием класса для проведения в каждом упражнении)

Вводная часть для всех классов начальной школы: «Ребята, сегодня мы поговорим о добре и зле (тема на доске). А как вы думаете, что же это такое?» Дети высказывают своё мнение. Идёт обсуждение (не более 2-3 минут).

«А вы знаете, что есть понятие, которое ходит рука об руку с понятиями «добро» и «зло»? Далее идет знакомство детей с понятиями «толерантность» и «интолерантность». Рассказывается история происхождения данного понятия (легенда о Толерайне, жившем во Франции, который на рубеже 18-19 веков неизменно оставался министром иностранных дел при разных правителях своей страны, благодаря качествам личности).

1.     Основная часть (для всех начальных классов)

Работа  с содержанием понятий  темы урока.

Цель: - углубление и уточнение содержания нравственных  категорий «добро», «зло».

Давайте на примере следующего текста подумаем об этих понятиях. (Детям читается текст):

А) «Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал …»

Как вы считаете, о чём думал Петя? «И, наконец, он принял правильное решение».

Какое решение принял Петя?

Как оценить его поступок?

Идёт обсуждение. Вывод: Доброта – это помощь людям, животным, растениям.

А какие добрые поступки совершали вы? Записываются на доске под словом «Добро». Обсуждение 2-3 минуты.

Почему вы так делали?

Хорошо, молодцы.

А теперь послушайте такой текст:

Б) «Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза:

Мама, купи мне Деда Мороза.

Не могу, сынок, осталось всего десять копеек, а Дед Мороз стоит пятьдесят копеек, - ответила мама.

Какая же ты жадная, мама, - сказал Саша и очень сильно обиделся».

Как вы оцените поступки мамы и Саши? Что теперь нужно сделать Саше?

 

2. 1. Упражнение «Как быть толерантным в общении» (для 2-4 классов)

Цель: - обучение конструктивным способам выхода  из  конфликтных ситуаций.

Время: 20 минут.

- Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то «сдаёт сдачи», кто-то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?

2.2 Упражнение «Пример из жизни» (для 2-4 классов)

Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой – в роли обидчика. Тот кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации.

Практическая  часть.

2. 3. Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как итог – на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:

1. Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).

2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).

3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).

4. Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).

5. Знакомимся с понятием «компромисс».

 

3.               Тест «Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность» (для всех классов начальной школы)

С детьми идет устное обсуждение незаконченных предложений с вариантами ответов и вопросом «Как бы ты отреагировал в таком случае?».

 

Ким плохо одет…твоя реакция:

-Это неважно.

-Ты подсмеиваешься над ним.

 

Том питается не так, как ты, по причине своей религии…

-Ты говоришь, что он выглядит смешно.

-Ты просишь, чтобы он объяснил это.

 

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

-Ты стремишься лучше узнать его.

-Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – плохие».

 

Пожилая женщина медленно идет…

-Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

-Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

 

На твоих глазах на кого – то нападают…

-Ты пытаешься защитить его.

-Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

 

 К тебе подходит ребенок – инвалид…

-Ты естественным образом разговариваешь с ним.

-Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

 

 

4. Игра «Я тоже!» (для 1-2 классов)

         Цель: развитие  наблюдательности.

Все садятся в кружок, оставляя внутри достаточно места. Там встанет первый доброволец, он будет ведущим в данной игре. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг игроками. Он должен заметить  какую-нибудь общую деталь, присущую некоторым игрокам. Не называя вслух этой детали, он произносит лишь имена участников игры, к которым она относится и просит их встать рядом с собой.

          Сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игроков: элемент одежды голубого  цвета, цвет глаз. Постепенно принцип отбора должен усложняться.

Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга участников. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим. Желательно, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды. Обсуждение, обмен мнениями.

Вывод: хоть все мы разные, но у нас у всех есть много общего друг с другом.

 

4.1. Итог занятия (для всех классов начальной школы)

        Обсуждают, что понравилось в занятии, высказывают своё мнение. Затем ведущий сообщает, что это было последнее занятие. Поэтому нужно попрощаться так, чтобы у всех осталось хорошее впечатление от всех занятий, хорошее настроение. Для этого каждый из игроков пожелает группе что-нибудь, скажет всем комплимент или разыграет сценку. В общем, кто что придумает. Время на подготовку 2-3 минуты.

После этого задания все встают кружком как можно ближе друг другу, теснее, положив руки на плечи соседей, то есть, как будто обнимаем всех.

4.2. Прощание.  Рефлексия.

Просмотров: 1388 | Добавил: Lisika | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: