Блог
23:11 Материалы для занятия по толерантности для 1-4 классов |
ЗАНЯТИЕ ПО ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТНОГО
ОБЩЕНИЯ В КЛАССЕ (вариант для всех классов начальной школы с
указанием класса для проведения в каждом упражнении) Вводная
часть для всех классов начальной школы: «Ребята, сегодня мы поговорим о добре и
зле (тема на доске). А как вы думаете, что же это такое?» Дети высказывают своё мнение. Идёт обсуждение (не более 2-3
минут). «А вы знаете, что есть понятие, которое ходит рука об руку
с понятиями «добро» и «зло»? Далее идет знакомство детей с понятиями «толерантность»
и «интолерантность». Рассказывается история происхождения данного понятия
(легенда о Толерайне, жившем во Франции, который на рубеже 18-19 веков
неизменно оставался министром иностранных дел при разных правителях своей
страны, благодаря качествам личности). 1. Основная часть (для всех начальных
классов) Работа с содержанием понятий темы урока. Цель: -
углубление и уточнение содержания нравственных
категорий «добро», «зло». Давайте на
примере следующего текста подумаем об этих понятиях. (Детям читается текст): А) «Петя
гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел
наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял
мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на
мишку и думал …» Как
вы считаете, о чём думал Петя? «И, наконец, он принял правильное решение». Какое
решение принял Петя? Как
оценить его поступок? Идёт обсуждение.
Вывод: Доброта – это помощь людям, животным, растениям. А
какие добрые поступки совершали вы? Записываются на доске под словом «Добро».
Обсуждение 2-3 минуты. Почему
вы так делали? Хорошо,
молодцы. А
теперь послушайте такой текст: Б) «Саша с
мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в
витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза: Мама,
купи мне Деда Мороза. Не
могу, сынок, осталось всего десять копеек, а Дед Мороз стоит пятьдесят копеек,
- ответила мама. Какая
же ты жадная, мама, - сказал Саша и очень сильно обиделся». Как
вы оцените поступки мамы и Саши? Что теперь нужно сделать Саше? 2. 1. Упражнение «Как быть толерантным в общении» (для 2-4
классов) Цель: - обучение
конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Время: 20 минут. - Каждый из нас
время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает
незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то
обижается, кто-то «сдаёт сдачи», кто-то пытается найти достойное решение. Можно
ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное
достоинство? 2.2
Упражнение «Пример из жизни» (для 2-4 классов) Задание:
Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших знакомых обидели. Этот
участник выступит в роли того, кого обидели, а другой – в роли обидчика. Тот
кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации. Практическая часть. 2. 3.
Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как итог – на
доску вывешивается плакат составленной устно схемы: 1. Начни
разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты
накричал на меня …»). 2. Вырази
чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по
отношению к себе («Я почувствовал …»). 3. Скажи
человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант
поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не
высказывать свои замечания не в таком тоне …»). 4.
Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё
поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё
обсудим и решим нашу проблему»). 5.
Знакомимся с понятием «компромисс». 3.
Тест «Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность» (для
всех классов начальной школы) С детьми идет устное
обсуждение незаконченных предложений с вариантами ответов и вопросом «Как бы ты
отреагировал в таком случае?». Ким плохо одет…твоя реакция: -Это неважно. -Ты подсмеиваешься над ним. Том питается не так, как ты,
по причине своей религии… -Ты говоришь, что он выглядит
смешно. -Ты просишь, чтобы он
объяснил это. Цвет кожи у Джо отличается от
твоего… -Ты стремишься лучше узнать
его. -Ты говоришь: «Все люди
твоего цвета кожи – плохие». Пожилая женщина медленно
идет… -Ты отталкиваешь ее, чтобы
обогнать. -Ты помогаешь ей и придерживаешь
дверь. На твоих глазах на кого – то
нападают… -Ты пытаешься защитить его. -Ты делаешь вид, что ничего
не замечаешь. К тебе подходит ребенок – инвалид… -Ты естественным образом
разговариваешь с ним. -Ты отходишь от него и не
знаешь, что сказать. 4. Игра «Я
тоже!» (для
1-2 классов) Цель: развитие наблюдательности. Все садятся в кружок, оставляя внутри достаточно
места. Там встанет первый доброволец, он будет ведущим в данной игре. Ведущий
внимательно наблюдает за сидящими вокруг игроками. Он должен заметить какую-нибудь общую деталь, присущую некоторым
игрокам. Не называя вслух этой детали, он произносит лишь имена участников
игры, к которым она относится и просит их встать рядом с собой. Сначала общей чертой может быть
какая-то характерная деталь внешности игроков: элемент одежды голубого цвета, цвет глаз. Постепенно принцип отбора
должен усложняться. Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное есть во всех
вызванных в середину круга участников. Тот, кто догадывается первым, становится
новым ведущим. Желательно, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды.
Обсуждение, обмен мнениями. Вывод: хоть все мы разные, но у нас у всех есть много общего друг с
другом. 4.1. Итог занятия (для всех классов начальной школы) Обсуждают, что понравилось в занятии,
высказывают своё мнение. Затем ведущий сообщает, что это было последнее
занятие. Поэтому нужно попрощаться так, чтобы у всех осталось хорошее
впечатление от всех занятий, хорошее настроение. Для этого каждый из игроков
пожелает группе что-нибудь, скажет всем комплимент или разыграет сценку. В
общем, кто что придумает. Время на подготовку 2-3 минуты. После этого задания все встают кружком как можно ближе друг другу,
теснее, положив руки на плечи соседей, то есть, как будто обнимаем всех. 4.2.
Прощание. Рефлексия. |
|
Всего комментариев: 0 | |